Ошибка "Порт занят", при подключении к ККМ через COM порт, возникает, если порт кассы уже был открыт другим приложением. А так как COM порт расчитан только на монопольное использование, подключиться к нему, можно только после отключения/закрытия приложения которое его открыло.
Такая ситуация, может возникнуть например, при попытке подключении к ККМ в утилите "Тест драйвера ККТ", при запущенной кассовой программе, которая использует эту ККМ, и наоборот.
Часто, такая же ситуация возникает из-за неправильной настройки службы EoU, если в ее настройках, вместо порта для обмена, прописан порт для управления ККМ. Служба занимает порт и ККМ становится недоступна ни для каких больше программ.
Проверить настройки портов службы EoU, можно в файле c:\ProgramData\ATOL\EoU\settings.xml. Или, чтобы убедиться, что служба не использует порт управления ККМ, ее можно временно остановить в диспетчере задач, во вкладке "Службы".
Так же, определить процесс который занял порт, можно с помощью COM Port Checker. Программа покажет состояние всех COM портов и пути к приложениям которые их используют.